Правозащитники и общественники считают, что штрафовать за резину не по сезону не надо, депутаты и производители шин уверены в обратном. Мнения экспертов узнал «Коммерсантъ».
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков («Единая Россия»):
«Использование резины должно регламентироваться. Летом должна быть летняя, зимой – зимняя или всесезонная, с маркировкой M+S. Водитель сам выберет: шипы лучше загородом, в городе можно и без шипов. Одно понятно – резина должна соответствовать сезону. Время смены покрышек должен выбирать субъект федерации, потому что в Якутии снег уже в сентябре идет, а в Краснодаре зима долго не наступает. Уже принят технический регламент, который вступает в силу с 2015 года: там все условия использования резины оговорены. У меня есть только один вопрос к этому документу: в нем написано, что если износ зимней резины составляет 4 мм, то ее нужно выбрасывать. Но ведь ее можно использовать как всесезонную летом! Это несправедливо. Эту поправку, думаю, пролоббировали производители шин. Поскольку регламент уже есть, то срочно принимать законопроект я не вижу необходимости. Законодательный хаос нам не нужен».
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов:
«Не понимаю я упорства депутатов. На днях я побывал в Иркутске, там уже зима. В Екатеринбурге еще весна, в Москве — аномальное потепление. Как быть людям, которые путешествуют по стране? Ни один человек в здравом рассудке не будет переобуваться на границе каждого региона. Если законопроект будет принят, то это создаст новую, сезонную, кормушку для гаишников. Допустим, в одном регионе уже разрешена зимняя шипованная резина, а в другом — запрещена. Инспекторы будут стоять на границе субъектов и сдирать со всех штрафы. И как быть со всесезонной резиной — она приравнивается к зимней или к летней? Все это приведет к путанице».
Руководитель бизнесом TikkaSpikes Oy в России (производитель шипов противоскольжения) Виктор Козлицын:
«Необходимость, в этом, безусловно есть. Нельзя эксплуатировать летние шины зимой, а зимние летом. Почему? Эксплуатация шин не в соответствии с сезонностью повышает риск возникновения ДТП, и что особо важно, увеличивается процент смертельных случаев в ДТП. И особенно зимой. Тормозной путь летней шины на льду в разы больше чем шипованной. А летом сцепные свойства шипованных и фрикционных шин уступают летним. Контролировать это, по моему мнению, не сложно. Визуально при остановке ТС инспектор легко сможет определить на каких шинах автомобиль. Понятно, что летом шипы прекрасно видно, и даже хорошо слышно при движении авто. Зимой несколько сложнее, нерадивый автомобилист будет уверять, что это зимняя фрикционная шина, но здесь в помощь инспектору маркировка сезонности шин, которую производители обязаны наносить на шину. В целом, все не сложнее, чем контроль использования ремней безопасности, детского кресла или тонировки. И намного проще, чем контролировать использование мобильного телефона за рулем».
Пресс-служба Nokian Tyres в России:
«Компания Nokian Tyres, как производитель шин для сложных климатических условий, считает сезонность применения шин простым и надежным способом повысить безопасность дорожного движения. Шипованные зимние шины для легковых автомобилей — это наилучшее решение для безопасности в зимний период. Реалии российской зимы таковы, что шины должны обеспечивать оптимальный баланс продольного и поперечного сцепления, эффективное торможение, ускорение и управляемость, как на льду, так и на снегу, на сухом и мокром асфальте, и все это в большом диапазоне температур. Фрикционные шины не могут быть полноценной заменой шипованным шинам на всей территории России. В первую очередь из-за сложных климатических условий, а также из-за различного качества дорожного покрытия и обслуживания дорог».
Лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин:
«Я думаю, что нужно регулировать переход только на зимнюю резину, и то, не вводя санкций. Потому что на практике выявить нарушение на дороге очень сложно. Поэтому лучший способ — влиять на водителей косвенным образом, например, через ОСАГО. Допустим, водитель попал в аварию и выясняется, что у него шины были не по сезону. Тогда ему не выплачивают компенсации либо предъявляют регрессный иск. Таким меры могли бы сработать. А заставлять граждан переобуваться на летнюю резину бессмысленно. Нормальные сами не будет ездить на летней резине, это в ущерб себе же. А ненормальных и так не перевоспитаешь. Понятно, что шипы летом не самым лучшим образом влияют на состояние дорог, но проконтроливать это сложно».