В ноябре 1945 года, когда Ким Гу (Kim Gu), президент временного правительства Республики Корея, вернулся домой из шестилетней ссылки в Чунцине, он в открытом письме выразил благодарность китайским властям за их щедрую финансовую поддержку, что было особенно важно, поскольку сам Китай в то время чрезвычайно нуждался в средствах.
В Южной Корее не забыли дружбу военного времени, и теперь многие из туристов посещают место ссылки их правительства, когда бывают в Китае.
Теперь, когда Чуцин, крупнейший город Китая по количеству населения, открывает себя миру в погоне за экономическим прогрессом, воспоминания о тех непростых временах часто воспринимаются как источник важной эмоциональной связи между двумя восточноазиатскими государствами, у которых есть традиция вести бизнес, ориентируясь на личные отношения.
Корейцы приезжают в Китай не только из-за старых альянсов, но и потому, что их манят крайне привлекательные бизнес-возможности в западной части страны, которая сейчас все еще относительно неразвита по сравнению с прибрежными регионами на востоке.
В сентябре 2011 года правительства двух стран подписали соглашение о создании Китайско-корейского промышленного парка (Sino-Korean Industrial Park) в новом районе Лянцзян (Liangjiang New Area) города Чунцин, третьей подобной зоны, одобренной напрямую Государственным советом, после парков Pudong New Area в Шанхае и Binhai New Area в Тяньцзине. Это также третий промышленный парк, построенный совместно с другой страной, после зон в Тяньцзине и Сучжоу, которые обе создавались в сотрудничестве с правительством Сингапура. Для Кореи этот проект стал стратегически важным драйвером роста в Китае.
«В 80-х был Шэньчжэнь, в 90-х был Пудун, в 2000-х был Биньхай, в этом десятилетии есть Лянцзян». Эта присказка, которую часто любят повторять в Чунцине, воплощает в себе чувство гордости и ощущение того, что уже слишком долгое время этот огромный расположенный в центре страны мегаполис, временная столица во время Второй мировой войны, почивал на лаврах старых заслуг и завидовал процветанию менее известных городов, таких как Шэньчжэнь и Сучжоу, выигравших от своей близости к международному рынку. Теперь же все ждут, что наконец-то пришло время Чунцина.
За прошедшее десятилетие программа развития запада, запущенная центральным правительством, изменила облик менее развитых западных провинций – шоссе, железные дроги, мосты и аэропорты строились в огромных количествах. Рост ВВП последние шесть лет был больше, чем в восточных регионах, и доходы населения также существенно выросли.
У Чунцина есть все причины для оптимизма. В 2010 году участок площадью 1 200 квадратных километров на северном берегу полуострова Ючжун в центре города начали превратился в район Liangjiang New Area, пилотную промышленную зону национального значения, где начала испытываться новая политика ведения бизнеса с привлечением иностранных инвестиций.
Сейчас, когда Китай становится все более открытым для инвесторов, и зона индустриализации расширяется к западу от побережья вдоль главных рек и границ, Чунцин находится в хорошей позиции, будучи крупнейшим городом в верхней части реки Янцзы, главной водной артерии Китая.
В Чунцине также начинается стратегическая межконтинентальная железнодорожная ветка, уходящая на север через Синьцзян-Уйгурский автономный район, Казахстан и Россию в немецкий Дуйсбург. После открытия этого маршрута Чунцин моментально оказался в важнейшем месте для выхода на европейский рынок.
«Мы не считаем себя городом, расположенным внутри страны. Для нас Чунцин – это “яньбянь”, город у границы, - говорит заместитель генерального директора административного комитета района Ляньцзянь Хао Мин (Hao Ming). – Иностранные компании не рассматривают западную часть Китая только как производственную площадку. Для них это скорее точка выхода на рынок с 300 миллионам человек населения».
Мнение г-на Хао разделяют и многие корейские предприниматели, работающие в Чунцине, потому что их привлекает рынок западного Китая, который они считают очень большим и в высокой степени неосвоенным.
«Чунцин – это определенно центр западной части страны», - говорит Чан Мэн Гын (Chang Maeng Keun), директор завода и вице-президент компании Hankook, которая инвестировала 954 миллиона долларов в производство в китайско-корейском промышленном парке.
На первом этапе, завершившемся в июне этого года, завод способен выпускать 2 400 грузовых шин в день. По окончании второго этапа, намеченном на начало 2015 года, будут созданы мощности по производству 16 000 легковых шин ежедневно.
По словам г-на Хао, тот факт, что инвестиции были осуществлено до того, как в городе появилось автомобильное производство, говорит о том, что Hankook придает большое значение выходу на местный рынок. Хотя в Чунцине сосредоточены предприятия производителей автокомплектующих, менее 30% шин Hankook местного производства реализуется в западном Китае.
Поскольку большая часть продукции завода в Чунцине поставляется на другие рынки посредством грузового автотранспорта или по воде, развитая инфраструктура была еще одной причиной, по которой Hankook выбрала этот город, говорит г-н Чан.
Завод в Чунцине стал уже третьим производственным комплексом Hankook в Китае после заводов городах Хуайань (провинция Цзянсу) и Цзясин (Чжэцзян). Г-н Чан принимает участие в их руководстве более 10 лет. По его словам, цены на электричество и газ в Чунцине на 30% ниже, чем в восточных провинциях, где расположены другие заводы. Он также говорит, что хотя Hankook платит всем своим китайским рабочим одинаковую зарплату, сотрудники завода на западе более прилежны и эффективны.
Как бы то ни было, не обошлось и без сложностей. Когда Hankook решила открыть завод в Чунцине, рост ВВП в стране еще был выше 10%. В этом году он упал ниже 8%, и спрос на шины сейчас хуже, чем ожидалось. Стоимость рабочей силы в Китае также существенно выросла с тех пор, как бы построен завод, из-за чего компании пришлось увеличить инвестиции в автоматическое оборудование.
Син Цзюнь (Xing Jun), глава компании Chongqing Yuhan Lithium Ion Battery Materials Co., полностью принадлежащей SK Group, также говорит, что решение руководства инвестировать 100 миллионов долларов в китайско-корейскую промышленную зону обусловлено тем, что в западном Китае потенциально очень большой рынок.
Уверенность в этом не оставила SK Group даже в 2012 году, когда падение бывшего главы города Бо Силая (Bo Xilai) из-за дела о коррупции заставило понервничать многих инвесторов. «Нас волнуют не взлеты и падения отдельного человека, а основы города, и эти основы остались нетронутыми», - говорит г-н Син.
Его компания начнет производство в первом квартале 2014 года и будет выпускать по 2 400 тонн материалов для аккумуляторов в год. Сейчас SK Group также создает совместное предприятие для строительства химического завода и завода полупроводников в пригороде Чунцина.
По данным правительства Чунцина, в этом году в муниципалитете зарегистрировались 107 южнокорейских компанией, а их инвестиции составляют 316 миллионов долларов. Игроки рынка, входящие в список Global 500 журнала Fortune, такие как Hyundai, Pohang Iron и Steel Co., также ведут переговоры по поводу крупных проектов.
Усиливающиеся деловые связи привели и к росту числа прямых авиарейсов между Чунцином и Сеулом, которые теперь осуществляются четыре раза в неделю.
Как бы то ни было, представители властей района Лянцзян говорит, что привлечение иностранных инвестиций не является их главной целью. Больше их волнует стимулирование концентрации промышленности в регионе.