А поскольку регламент запрещает увеличивать массу шипа и его вылет (выступание рабочей части шипа над поверхностью протектора), остается только совершенствовать его форму и менять размеры.
Для шин X-Ice North третьего поколения был с чистого листа разработан новый двухфланцевый шип конической формы. От шипов предыдущего поколения его отличает не только коническая верхняя бобышка, но и увеличенный с восьми до девяти миллиметров нижний опорный фланец. Цель — заставить шип вгрызаться в лед с большим усилием, но при этом сохранять свою живучесть на протяжении всего срока службы шины.
А каков, кстати, этот срок? Любой производитель шин ответит уклончиво, но при этом честно: все зависит от условий эксплуатации — от качества дорог, от автомобиля и, главное, от манеры езды. Абсолютных цифр никто не даст, а вот относительные данные — пожалуйста. Согласно испытаниям компании Michelin, пробег новых шипованных шин X-Ice North 3 до начала потери шипов на четверть больше, чем у шин предыдущего поколения X-Ice North 2.
Любопытно, что исследования велись и в России — как в европейской части, так и в Сибири. Попутно было отмечено, что даже в Новосибирске около 60 процентов зимнего пробега приходится на сухой или мокрый асфальт. Потому «асфальтовые» качества новых шин не остались без внимания — пусть всего на три-четыре процента, но по сравнению с шинами предыдущего поколения улучшились тормозные свойства — и на мокром и на сухом покрытии.
И все же главное для зимних шин — сцепление на льду. Благодаря новым шипам и термоактивной резиновой смеси протектора удалось добиться уменьшения тормозного пути на льду аж на десять процентов. Это опять-таки по сравнению с шинами Michelin X-Ice North 2, у которых шипов было на треть больше! Однако меня, как и покупателей, больше интересует то, какими преимуществами обладают новые шины Michelin X-Ice North 3 перед действующими конкурентами.
Тормозные свойства без аппаратуры, да еще на постоянно раскатываемом участке оценивать сложно. А вот на извилистой трассе управляемости разница проявилась сразу — Volvo V40 с шинами Michelin X-Ice North 3 оказался медленнее, чем такие же машины, но с шинами Goodyear Ultra Grip Ice Arctic или Nokian Hakkapeliitta 8. С шинами Nokian мое время круга 1:48, с шинами Goodyear 1:54, а с шинами Michelin — 1:58, медленнее на десять секунд! Все логично: первые шины имеют по 190 шипов, вторые — по 130, третьи — по 96. И зачем же компания Michelin решила выставлять свою новинку в негативном свете?
— Да, мы понимали, что при таком превосходстве в количестве шипов шины конкурентов на льду могут быть «быстрее». Нам важно было показать, что эти преимущества не столь велики, особенно с учетом разницы в цене, — комментирует ситуацию Роман Файзулин, технический представитель компании Michelin в России и странах СНГ. — Правда, накануне был двадцатиградусный мороз и наши покрышки работали лучше. А сегодня минус пять...
Есть еще одна причина, почему Michelin следует по пути сокращения числа шипов. В 2015 году в России должен вступить в силу новый технический регламент, в проекте которого также есть норматив на количество шипов. Правда, он чуть мягче европейского — 60 шипов на погонный метр. И «альтернативная» процедура испытаний на износ дорожного покрытия, теоретически допускающая повышение «погонной плотности» шипов, в этом регламенте пока не утверждена — то есть может случиться, что через год конкурентам придется «переделывать» свои шины под новый российский регламент, а компании Michelin этого делать будет не нужно — шины Х-Ice North 3 уже сегодня соответствуют более жестким нормативам.
Но если на льду шины Michelin X-Ice North 3 проигрывают конкурентам с большим количеством шипов, то на снегу у них есть все шансы отыграться. Направленный протектор с широкими канавками, пилообразная плечевая зона — все это способствует хорошему зацепу и на укатанном, и на рыхлом снегу. И с точки зрения комфорта шины удались — на асфальте они шумят меньше, чем утыканные шипами покрышки Nokian Hakkapeliitta 8. Но это лишь первые впечатления: нам еще предстоит подтвердить — или опровергнуть! — их по ходу сравнительных испытаний. Пока лишь приведу другие цифры. Цены на шины Michelin X-Ice North 3 начинаются с 3800 рублей (185/65 R15) и заканчиваются на отметке 18 тысяч рублей (245/35 R20). Шины с посадочным диаметром 14-дюймов появятся лишь к следующему зимнему сезону, а производство 13-дюймозых покрышек Michelin X-Ice North 3 и вовсе пока не планируется.