Требования к шипованным шинам в Скандинавии ужесточаются все время, и только за прошедшие несколько лет было введено несколько новых ограничений, касающихся веса и максимального количества шипов. Цель законодателей заключается в том, что снизить износ дорожного покрытия и образование крошки, которая потенциально способна вредить человеческому здоровью. Кроме этого, уменьшаются и расходы на ремонт дорог.
Насколько действительно виноваты в износе дорог шипованные шины – это отдельный вопрос, и мнения многих экспертов по этому поводу расходятся. При этом специалисты отмечают, что новые ограничения в отношении шипованной резины, как правило, приводят к ухудшению их ездовых характеристик на заледенелой поверхности. Таким образом, производителям приходится разрабатывать новые технологии для того, чтобы сохранить оптимальный уровень безопасности.
Стоит также отметить, что так называемые фрикционные шины тоже прошли долгий путь развития, и сейчас мы достигли момента, когда лучшие из них будут лучше самых слабых шипованных покрышек - даже на гладком льду, где шипы работают лучше всего. Если шипов мало, их форма и расположение выбраны неудачно, а резиновая смесь слишком жесткая, шипованные шины могут и проигрывать мягким фрикционным покрышкам.
Список протестированных шин:
Шипованные:
Нешипованные:
В тестах использовался Ford Focus 2.0
В июле 2013 года в Скандинавии вступил в силу новый закон, регулирующий разрешенное количество шипов, которое теперь должно составлять 50 штук на метр окружности. Поскольку обычно у шин популярных типоразмеров длина окружности равняется почти двум метрам, то в них производитель может устанавливать примерно по 100 шипов – если компания решает следовать новым нормативам.
Предусмотрен и другой способ. Если производитель сможет доказать, что его шипованные шины оказывают минимальное воздействие на дорожное покрытие, разрешается использовать большее количество шипов на погонный метр протектора. Некоторые компании решили пойти по более простому пути и сократили число шипов, но некоторые все же попытались изготовить шины с большим количеством шипов, которые при этом снижают износ дорожного покрытия.
Эксперты финского журнала Tekniikan Maailma также добавляют, что хотя увеличение количества шипов теоретически приводит к повышению сцепления шины, то только до определенной степени, и в какой-то момент из-за излишней ошиповки происходит ухудшение сцепления, поэтому установка слишком большого количества шипов также не представляется целесообразной. Кроме того, это может вызвать другие проблемы, к примеру, ухудшение устойчивости, увеличение громкости шума и т.д.
Так каким же в таком случае будет оптимальное количество шипов? Исследования в этой области требуют очень больших вложений и времени, и первой моделью, которая действительно выигрывает за счет введения новых нормативов, стала Nokian Hakkapeliitta 8. Эти шины обладают намного большим количеством шипов, чем все остальные покрышки в этом тесте – к примеру, у Michelin их меньше в два раза. Финны отметили, что таких конструктивных отличий между шинами в их испытаниях еще не было никогда.
Существует много вопросов касательно использования шипованной резины, однозначных ответов на которые пока что нет. Сколько на самом деле дорожной крошки образуется из-за шипов и сколько по другим причинам? Какой именно вред здоровью может нанести эта крошка? Как повлияет на количество аварий ограничение использования шипов? Что важнее - использование шипованных шин или состояние дорог?
Еще сложнее подсчитать стоимость различных решений и прийти к выводу стоит ли ограничивать количество шипов или, к примеру, ввести плату за использование шипованной резины? И если говорить о здоровье, что предпочтительнее – пострадать в аварии или от воздействия дорожной крошки? Все это очень сложные вопросы, и экспертам и законодателям следует подойти к ним со всей серьезностью и с учетом самых объективных научных исследований.
Что касается обычных водителей, им при выборе между шипованными или нешипованными шинами следует все же руководствоваться своими индивидуальными потребностями. Если необходим максимальный уровень безопасности в сложных зимних условиях, финские эксперты рекомендуют шипованные покрышки. При этом следует помнить, что у шипованных шин, как правило, ниже комфортность езды, в первую очередь в плане уровня шума. Если же вы хотите ездить зимой в максимальном комфорте и без громкого шума, следует покупать фрикционные покрышки, но при этом тут необходимо понимать, что риск аварий в определенных условиях вырастает.
Впрочем, в обоих случаях необходимо учитывать, что при выборе шин различных брендов различия также могут быть очень существенными. К примеру, некоторые производители делают акцент на сцеплении на льду, другие – на асфальте. Выбор также следует делать, исходя из того, где будут эксплуатироваться покрышки. Если вы определились со своими предпочтениями, результаты этого теста финской организации Test World должны помочь вам с выбором шин на зиму.
КАК ПРОВОДИЛИСЬ ТЕСТЫ
Эффективность торможения
Тесты проводились на льду, снегу, мокром и сухом асфальте– с 50, 80, 80 и 100 км/ч соответственно. Испытания на снегу и льду были осуществлены не на открытом воздухе, а в специальном помещении с тщательно контролируемыми условиями и температурой.
Эффективность ускорения
Автомобиль разгоняли с 5 до 20 км/ч на льду и с 5 до 35 км/ч на снегу. Оценивалась эффективность ускорения при различных температурах, и конечный показатель является средним результатом нескольких экспериментов. Тесты также проводились в помещении, где можно с большой точностью регулировать температуру.
Управляемость
Поведение шины в различных ситуациях проверялось во время нескольких кругов на треке. Конечный результат - среднее время нескольких пилотов.
Управляемость (субъективная оценка)
Шинам ставились субъективные оценки за поведение на снегу, льду, сухом и мокром асфальте. Конечный результат – средняя оценка нескольких пилотов.
Курсовая устойчивость
Устойчивость оценивалась во время заездов на различной скорости. В частности, пилоты ставили оценки за то, насколько хорошо контролируется движение автомобиля и насколько часто необходимо корректировать направление движения. Учитывалась средняя оценка нескольких пилотов.
Шум
Субъективно оценивался шум внутри салона при свободном качении со 100 до 40 км/ч. Оценивался шум и на передних, и на задних сиденьях.
Сопротивление качению
Определялся расход топлива при замедлении с выключенным двигателем с 80 до 40 км/ч в безветренных условиях при различных температурах. После этого измерялась разница с лучшей шиной в тесте.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ
Слева: Управляемость на льду
(Субъективные оценки)
Справа: Торможение на льду
(Тормозной путь с ABS с 50 до 0 км/ч, м)
Слева: Управляемость на льду
(Время круга, с)
Справа: Ускорение на льду
(Время разгона с 5 до 20 км/ч, с)
Слева: Управляемость на снегу
(Субъективные оценки)
Справа: Торможение на снегу
(Тормозной путь с ABS с 80 до 0 км/ч, м)
Слева: Управляемость на снегу
(Время круга, с)
Справа: Ускорение на снегу
(Время разгона с 5 до 35 км/ч, с)
Слева: Управляемость на сухом асфальте
(Субъективные оценки)
Справа: Торможение на сухом асфальте
(Тормозной путь со 100 до 0 км/ч, м)
Слева: Курсовая устойчивость
(Субъективные оценки)
Справа: Расход топлива
(Сравнение с лучшей шиной в тесте, %)
Слева: Управляемость на мокром асфальте
(Субъективные оценки)
Справа: Торможение на мокром асфальте
(Тормозной путь с ABS с 80 до 0 км/ч, м)
Слева: Управляемость на мокром асфальте
(Время круга, с)
Справа: Уровень шума
(Субъективные оценки)
Итоговая таблица для шипованных шин
(Нажмите на картинку для увеличения)
Итоговая таблица для нешипованных шин
(Нажмите на картинку для увеличения)
Мнения экспертов о каждой шине представлены ниже
Шипованные шины:
Место | Шина | Мнение экспертов | ||
---|---|---|---|---|
1 | Оценка: 8,6 | Индекс нагрузки/скорости:94T + Исключительно высокое сцепление на льду | ||
Большое количество шипов позволяет Nokian показывать исключительно высокие результаты на обледенелой поверхности. Эксперты отметили, что обычно отличия между самыми качественными шинами бывают незначительными, но Nokian поднимают планку на новый уровень. Поведение на снегу также безупречно, но ездовые качества на асфальте, судя по всему, были в определенной степени принесены в жертву ради максимального сцепления на льду. На сухом и мокром треке Nokian реагируют несколько замедленно, хотя и предсказуемо ведут себя во время резких маневров. | ||||
2 | Оценка: 8,5 | Индекс нагрузки/скорости:91T + Высокое сцепление на снегу и льду | ||
Новые Pirelli взобрались сразу на самый верх рейтинга, а их главные достоинства – отличное сцепление на снегу и льду. Pirelli быстро и точно реагируют на повороты руля, и управлять ими в зимних условиях будет легко. На асфальте шины также очень чувствительны к действиям водителя, так что они легко справляются с резким объездом препятствия. В целом Pirelli – отличные шины для суровых зим, и единственная ложка дегтя – это довольно высокий уровень шума. | ||||
3 | Оценка: 8,2 | Индекс нагрузки/скорости:94T + Высокое сцепление на снегу и льду | ||
Continental – очень хорошие шипованные шины с отличным балансом характеристик – у них высокое сцепление и превосходная управляемость в зимних условиях, и при этом хорошие показатели на асфальтированном покрытии. Шины предсказуемо ведут себя в любых условиях, уверенно справляются даже с экстренными маневрами и не преподносят водителю никаких неприятных сюрпризов. Единственный недостаток – высокое сопротивление качению, но даже несмотря на это Continental можно считать отличными многофункциональными шинами для зимнего периода. | ||||
3 | Оценка: 8,2 | Индекс нагрузки/скорости:94T + Хорошая управляемость на снегу и льду | ||
Gislaved незаметно подкрались к лидерам теста, так как хотя они и не удивили особенно высокими результатам в какой-то одной дисциплине, они также ни в одном испытании не позволили себе явных слабостей. Gislaved показали себя очень сбалансированными, а это всегда признак качественных покрышек. В зимних условиях они демонстрируют очень хорошее сцепление, хотя и не совсем на уровне лучших шин. На асфальте Gislaved ведут себя спокойно и логично, а в плане эффективности торможения они были одними из лучших среди шипованных шин. В итоге финны отметили, что новые Gislaved можно смело рекомендовать для северной зимы. | ||||
5 | Оценка: 7,8 | Индекс нагрузки/скорости:94T + Высокое сцепление на снегу | ||
У Goodyear высокое сцепление и хорошая легкость в управлении на снегу. На льду они также ведут себя предсказуемо, но им все же не хватает боковой устойчивости - особенно по сравнению с лучшими шинами – и сцепление может потеряться слишком резко. На асфальтированном покрытии Goodyear показали средние результаты среди шипованных шин. Их реакции замедленные, но предсказуемые, и на мокром покрытии они адекватно справляются с резкими маневрами. По контрасту с этим на сухой поверхности им уже не хватает сцепления, и задние шины могут слишком легко сорваться в занос. В плане сопротивления качению Goodyear стали самыми экономичными среди шипованных шин. | ||||
5 | Оценка: 7,8 | Индекс нагрузки/скорости:91T + Хорошее сцепление на снегу | ||
Hankook хорошо справляются с ездой по скользким поверхностям, так как у них высокое сцепление и быстрые реакции, которые делают вождение проще. К сожаление, их поведение может быстро меняться во время скоростных маневров, и, в частности, на снегу сцепление может потеряться быстро и неожиданно. С торможением на мокрой дороге дела обстоят неважно, но с экстренным объездом препятствия шины справляются уверенно. В целом неплохие шины со своими слабостями, но без явных недостатков. | ||||
7 | Оценка: 7,7 | Индекс нагрузки/скорости:94T + Хорошие сцепление и управляемость на снегу | ||
Bridgestone очень хорошо показали себя на снегу и льду, где у них хорошие сцепление и управляемость, пусть и не такие, как у лидеров. Стоит, впрочем, отметить, что на заледенелой поверхности им несколько не хватает поперечного сцепления, из-за чего их сложно контролировать в резких поворотах. На мокром асфальте сцепление также только среднее, но тут выручает предсказуемость поведения. При этом на сухом треке Bridgestone явно страдают от нехватки сцепления, а их реакции оказались слишком вялыми. Неплохой результат, но он мог бы быть и выше. | ||||
8 | Оценка: 7,4 | Индекс нагрузки/скорости:94T + Предсказуемое поведение в любых условиях | ||
Michelin обеспечивают оптимальную управляемость на поверхностях всех типов, и они не преподнесут сюрпризов ни в каких условиях. Как бы то ни было, в плане сцепления на льду они не дотягивают до уровня лучших шин в этом тесте, из-за чего они слишком легко скользят, а их тормозной путь слишком длинный. На снегу Michelin были в числе лидеров, а на асфальте показали только средние результаты, так как они слишком медленно реагируют на повороты руля, осложняя контроль в экстренных ситуациях. | ||||
9 | Оценка: 7,3 | Индекс нагрузки/скорости:94Q + Хорошие результаты на мокром асфальте | ||
Шипованные BFGoodrich ведут себя стабильно и тихо, а лучше всего они чувствуют себя на асфальте. Тормозной путь и на сухом, и на мокром покрытии был очень коротким, и плюс к этому у них точные реакции на повороты руля. Как бы то ни было, в зимних условиях со сцеплением все уже не так хорошо - BFGoodrich никак не хотят цепляться за лед, из-за чего постоянно скользят. На снегу все немного лучше, но здесь их эффективность торможения лучше общей управляемости. Такие шины хорошо подойдут для теплой и дождливой зимы. | ||||
10 | Оценка: 6,9 | Индекс нагрузки/скорости:91T + Короткий тормозной путь на снегу | ||
У Toyo высокий уровень сцепления на снегу, особенно при ускорении и торможении. При этом боковое сцепление уже хуже, а на льду шины были одними из худших среди шипованных. На мокром асфальте Toyo опять уступили большинству конкурентов, а экстренные маневры на этих шинах оказались особенно сложными, настолько легко они теряют контакт с дорогой. С сухим покрытием Toyo справляются лучше, но их проблема заключатся о очень замедленных реакциях на повороты руля. В дополнение ко всему у них была худшая курсовая устойчивость в этом тесте. | ||||
11 | Оценка: 6,6 | Индекс нагрузки/скорости:91T + Хорошая управляемость на асфальте | ||
Aurora порадовали высокой эффективностью торможения на асфальте. Это, впрочем, оказалось их единственным достоинством, и в зимних условиях их результаты можно считать практически неудовлетворительными. На Aurora очень сложно ездить по льду, так как сцепление теряется легко и без предупреждения даже на низкой скорости. На снегу шины ведут себя поспокойнее, но и тут у них налицо недостаток тягового усилия, склонность к быстрому заносу и сложности при осуществлении резких маневров. Aurora также оказались самыми шумными шипованными шинами в тесте, так что для северных широт их рекомендовать трудно. | ||||
12 | Оценка: 6,3 | Индекс нагрузки/скорости:94T + Хорошее сцепление на мокром асфальте | ||
GT Radial хуже всех остальных шин разгоняются и тормозят и на льду, и на снегу, а в последнем случае ездить на них особенно сложно. Если на льду они еще обеспечивают приемлемую контролируемость, на заснеженной поверхности они с такой легкостью теряют сцепление, что двигаться на них труднее всего. Единственный плюс – короткий тормозной путь на мокрой поверхности, но для северной зимы эти шины рекомендовать нельзя. |
Нешипованные шины:
Место | Шина | Мнение экспертов | ||
---|---|---|---|---|
1 | Оценка: 7,6 | Индекс нагрузки/скорости:94H + Предсказуемое поведение в любых условиях | ||
Michelin очень предсказуемо ведут себя в любых условиях, так что управлять автомобилем на них будет легко. У них также высокое сцепление на льду, но они не дотягивают до лучших шипованных шин, особенно в плане эффективности торможения, которое стало их главной слабостью. При этом они очень точно и прямолинейно реагируют на повороты руля, что повторилось и на асфальте. Хотя у Michelin и не самое высокое сцепление в таких условиях, их послушность помогает в любых ситуациях. Плюс к этому у них низкое сопротивление качению и хорошая курсовая устойчивость. | ||||
2 | Оценка: 7,5 | Индекс нагрузки/скорости:94R |