Понятно, что многие болельщики – а с ними и эксперты – задаются вопросом, не слишком ли сильно в Formula 1 беспокоятся за безопасность на влажной трассе? При этом ведущие пилоты гран-при считают, что FIA приняла правильное решение.
Технический эксперт Autosport Крейг Скарборо (Craig Scarborough) объясняет, исходя из каких факторов специалисты федерации определяют, когда воды на трассе становится слишком много для продолжения заездов:
«В целях безопасности проведение заездов на влажном асфальте может быть разрешено только при определенной глубине луж на трассе. Наибольшую опасность для пилотов представляет срыв машины в аквапланирование, когда под днищем автомобиля образуется слишком большой слой воды.
В классическом понимании этот термин обозначает потерю связи между колесами и полотном дороги. Воды становится так много, что протектор не успевает отводить ее, и автомобиль "всплывает", теряя управляемость.
В отличие от явления аквапланирования на дорожных машинах, в Formula 1 слой воды образуется не только между шинами и поверхностью асфальта, но и в узком зазоре между дорогой и днищем.
В любом случае, резина теряет сцепление с покрытием – и машина фактически скользит по слою воды, подобно глиссеру, а не цепляется за абразивный асфальт: после того, как она сорвалась в аквапланирование, пилот уже ничего не может сделать, чтобы вернуть контроль над автомобилем.
Более того, дополнительный риск в плане безопасности представляет тот факт, что при аквапланировании машина практически не замедляется и не меняет изначального направления движения: она на полном ходу скользит до ближайшего препятствия – особенно если пилот вылетает с трассы на мокрую траву, в этом случае последствия могут оказаться еще более серьезными.
Шины Formula 1 с протектором были разработаны специально для ненастной погоды, и благодаря особенностям своей конструкции на полной скорости они способны отводить до 60 литров воды в секунду. При этом в Pirelli не стали создавать резину для экстремально дождевой погоды, как это делали некоторые предыдущие производители.
Но даже несмотря на свою способность отводить действительно большое количество воды, есть определенный предел, дальше которого шины уже не справляются со своими функциями и не обеспечивают сцепления с асфальтом.
Нечто подобное может произойти как в условиях сильного ливня, так и тогда, когда в отдельный местах трассы образуются достаточно глубокие лужи или поперечные потоки воды. Если говорить о двух последних ситуациях, то в этом случае гонщики могут потерять контроль над машиной, даже если на большей части трассы асфальт остаётся сухим.
Еще один рискованный аспект с точки зрения аквапланирования связан с водой, собирающейся в пространстве между днищем машины и трассой.
Команды устанавливают на днище своих машин контрольную планку – часто её называют "доской", – призванную не допустить предельно малых величин дорожного просвета. Болельщикам со стажем памятна история гран-при Бельгии 1994 года, когда слишком сильные повреждения планки стали поводом для дисквалификации Михаэля Шумахера (Michael Schumacher).
Разумеется, по соображениям аэродинамики команды стараются максимально опустить "доску" - почти вплоть до самого асфальта. Но при таком минимальном дорожном просвете как раз и возрастает риск аквапланирования.
К счастью, дождевые шины примерно на сантиметр больше в диаметре, чем обычные слики, что позволяет поднять машину примерно на пять миллиметров.
Также команды стремятся дополнительно увеличить дорожный просвет своих машин на влажной трассе, чтобы как-то снизить риск аквапланирования. Это, конечно, снижает уровень прижимной силы, которая генерируется под днищем машины, но зато больше вероятность, что пилот доберется до клетчатого флага, а не закончит гонку в заборе».
Босс Mercedes Росс Брон (Ross Brawn) подчеркнул, что даже если машиной, возможно, несколько легче управлять в дождевых условиях, висящая в воздухе пелена мельчайших капелек все равно остается проблемой.
«Не все дело в шинах, надо также учитывать видимость, - сказал британец. – Вы можете кое-что сделать, чтобы снизить шансы срыва в аквапланирование: например, создать шины выше и уже, но недостаточная видимость все равно останется для вас проблемой. К счастью, дождь не так часто прерывает заезды, но надо учитывать подобные вещи, ведь мы используем машины с открытыми кокпитами».